понедельник, 23 апреля 2012 г.

«Мистер Реймистр» - бывший министр

Крупный международный скандал может разгореться в Европе из-за того, что фонд New Generation Investment (NGI) экс-министра связи Леонида Реймана решил инвестировать в ряд французских стартапов 20 млн.евро. Однако, какого же истинное происхождение денег Реймана? Так, к примеру, прокуратура Франкфурта-на-Майне и уголовная полиция Германии уверены, что все эти деньги экс-министр связи получил с помощью «нелегальной вывода» из РФ через Commerzbank.
«Мистер Реймистр» - бывший министр
«Французские маневры» Реймана
Похоже, что бывший министр связи Леонид Рейман изо всех сил пытается улучшить свою репутацию на международной арене, изрядно подмоченную уголовным делом, которое до недавнего времени вела прокуратура Франкфурта-на-Майне.
И вот теперь Леонид Дододжонович пытается предстать в глазах международного сообщества «белым и пушистым». Так недавно российский венчурный фонд New Generation Investment (NGI), сооснователем которого является бывший министр связи Леонид Рейман, объявил о намерении инвестировать в ряд французских стартапов. Причем, речь идет об инвестициях в размере 20 млн евро ($26,4 млн).
Причем, Леонид Дододжонович одновременно со своими инвестициями не забывает раздавать интервью зарубежной прессе.
«У Франции есть активы, особенно в области технологий. На данном этапе экономического кризиса Европа может занять лидирующие позиции в различных областях», - заявил Рейман в своем интервью изданию Les Echos.
Как выяснилось, первой инвестицией Реймана будет вклад во французский VoIP-сервис, который будет запущен осенью. Причем, NGI хочет распространить этот сервис по всей Европе и сделать конкурентом Skype.
Эксперты уже выразили сомнение в эффективности таких вложений. Ведь со Skype конкурировать крайне сложно. Да и VoIP вряд ли сможет отвоевать у Skype хотя бы самую малую часть рынка. А раз это вложение, по мнению многих специалистов, заранее убыточно, то зачем же Рейману инвестировать свои финпансы именно в VoIP?
А что, если Леонид Дододжонович вовсе не преследует здесь прямого финансового интереса? А раз так, то в чем же заключается суть этого крайне рискованного вложения?
Возможно, Рейман просто ищет новые способы для вывода средств заграницу и их так называемого «отмывания». Правдоподобность этой версии подтверждает и тот факт, что после разоблачения во Франкфурте группы банковских сотрудников из Commerzbank, которых подозревают в незаконном обналичивании денег для Реймана, Леониду Дододжоновичу в любом случае пришлось бы искать для своих финансов новую «прачечную».
Разумеется, это лишь версия, но, тем не менее, пожалуй, именно так можно объяснить, почему Рейман делает столь рискованные инвестиции во французские активы.
Хотя, кстати, кое-что из французских вложений NGI вскоре уже может принести доход экс-министру. Правда, деньги в этот раз польются не из Франции, а из России. Все дело в том, что Леонид Дододжонович уже давно использует свои французские активы, чтобы они (так или иначе) участвовали в российских программах с бюджетным финансированием.
Так в 2010 году фонд NGI стал совладельцем французского разработчика дистрибутива Linux Mandriva, а также разработчика СПО ООО «ПингВин Софтвер» (PingWin Software).
Эту инвестицию Леонид Дододжонович с успехом смог применить для выполнения заказа от Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на разработку Национальной программной платформы (НПП), получившей прозвище «Русская Windows».
Как полагают эксперты, эта самая «Русская Windows», по сути, будет построена на основе Linux Mandriva и не будет содержать в себе принципиально новых решений. В то же время при старте проекта по разработке национальной операционной системы заявлялось, что это будет принципиально новая система, а не «клонированный» Linux или Windows. Деньги, разумеется, были выделены соответствующие. Так НПП вошло в список 10 самых дорогостоящих проектов государственной программы «Информационное общество»: в 2011 году ей был выделен 161 миллион рублей, а до 2013 года включительно намечено освоить 490 миллионов. При этом профильное министерство думает о пересмотре этой цифры в сторону увеличения.
Деньги это, разумеется, колоссальные, но «стоит ли овчинка выделки»?
Ведь, по сути, в итоге Рейман может фактически «объегорить» российские власти, предложив им просто переделанный Linux в замен обещанной «сверхновой системы».
Любопытно, что при проведении конкурса на этот госзаказ у «ПингВин Софтвер» был вполне серьезный конкурент в виде Всероссийского НИИ автоматизации управления в непромышленной сфере имени Соломатина . Но, по слухам, Рейман лично пролоббировал, чтобы этот заказ получил именно «ПингВин Софтвер».
Но для чего это понадобилось Леониду Дододжоновичу? Для того, чтобы в очередной раз нажиться на российском бюджете?!
Вынимая деньги из бюджета…
Кстати, это далеко не единственная попытка Реймана получить за свои французские активы российские бюджетные деньги.
Так, как выяснилось, российская армия стала закупать продукцию французских заводов Леонида Дододжоновича.
Напомним, что сейчас активно идет создание совместно с франко-немецким производителем вертолетов Eurocopter («дочка» EADS) завода по выпуску легких вертолетов семейства Ecureuil в Ленинградской области. Причем, как выяснилось, этот завод тоже является «проектом Реймана». Причем, по данным газеты «Ведомости» , эти вертолеты закупит Минобороны. Причем, заказа на покупку 45 «еврокоптеров» на сумму 6 млрд.руб. уже размещен. А всего, по слухам, российские военные закупят 100 подобных машин.
Но почему же Минобороны, обделяющее заказами российские вертолетные заводы, решило купить сразу 100 вертолетов Eurocopter?
По информации СМИ, это произошло, потому что глава Минобороны Анатолий Сердюков обслуживает интересы двух миллиардеров из так называемой «петербургской группы» – все того же Леонида Реймана и Юрия Ковальчука . Как сообщал Forbes, когда Рейман начал переговоры с Eurocopter, в качестве партнера он привлек Ковальчука и его банк «Россия».
Хотя и кроме выкачивания денег из бюджета с помощью своих «французских проектов», Леонид Дододжонович активно получает госзаказы и на другие структуры.
Так, к примеру, совсем недавно находящийся под контролем структур экс-министра зеленоградское НПО «Ангстрем», в рамках исполнения госзаказа для нужд российской армии, торжественно презентовало Минобороны цифровые радиостанции шестого поколения «Азарт». По словам главы военного ведомства Анатолия Сердюкова, в течение 2012 года военные должны получить первую партию из 2,5 тысячи таких радиостанций.
Кстати, как показывает практика, Леонид Дододжонович регулярно лоббирует интересы «Ангстрема».
Вспомним, как еще в 2008 году Внешэкономбанк открыл «Ангстрему» кредитную линию на 815 млн.евро для покупки европейского завода AMD , одного из крупнейших в мире производителей чипов, но вскоре из-за кризиса ее заморозил. Весной 2011 года Рейман объявил себя акционером одной из структур «Ангстрема» — и тут же как по мановению волшебной палочки ВЭБ разморозил финансирование.
Так что Леонид Дододжонович «прокручивает» бюджетные средства с завидной регулярностью. Более того, этот факт уже весьма активно обсуждают в соц.сетях.
«Фонд экс-министра связи Леонида Реймана NGI вложит украденные у русских лохов 20 млн евро в французские стартапы и с удовольствием их легализует. Причем не зависимо от успеха стартапа», - комментирует новость в Facebook Alex Rama.
Отметим, что эти комментарии весьма обоснованы. Ведь Леонид Дододжонович, как уже отмечалось в этой статье, был фигурантом уголовного дела, которое расследовала прокуратура Франкфурта-на-Майне и уголовная полиция Германии.
«Уголовное дело» Леонида Реймана
Это уголовное дело, в котором участвовал бывший российский министр, является настоящей эпопеей, так как его расследование началось около 10 лет назад. По сути, «дело Реймана» вытекло из расследования дела о махинациях в Commerzbank с участием российских бизнесменов, которое прокуратура Франкфурта-на-Майне и уголовная полиция Германии вели с 2003 года.
Кстати, когда этот скандал только разразился в самом начале 2000-х, из Commerzbank в 2002 году уволились два сотрудника, которые ныне являются обвиняемыми по «делу Реймана». А после своего увольнения эти люди стали работать советниками Леонида Дододжоновича и Джеффри Гальмонда.
Очевидно, что это именно эти двое сотрудников Commerzbank помогали Рейману переводить деньги из Москвы в Европу и далее на Бермуды с тем, чтобы на легальных основаниях вернуть их в Россию.
Третий же обвиняемый работал в Commerzbank до 2006 года. А вот четвёртый фигурант этого дела, судя по материалам немецких СМИ, до сих пор является сотрудником Commerzbank (причем, по слухам, довольно высокопоставленным)
Кстати, имена подозреваемых уже стали известны СМИ. Так в помощи Рейману и Гальмонду по «отмыванию финансов» были заподозрены Майкл Норт, Вадим Виноградов, а так же господин Йенссен и господин Эрдманн.
По данным СМИ , подозреваемые в течение нескольких лет помогали Леониду Рейману скрывать принадлежащие ему активы. Коммерческий арбитраж Цюриха в 2006 году пришёл к выводу, что реальным владельцем фонда IPOC International Growth Fund, претендующим на 19,4% акций компании «Мегафон», является российский министр связи, однако его владелец Гальмонд и Леонид Рейман это отрицали. На деле Рейман был упомянут в письмах юридической фирмы Гальмонда одному из банков Лихтенштейна как «экономический бенефициар трастовой компании Meridium».
По словам самого юриста, это было ошибкой сотрудников фирмы. В своё время Гальмонд даже собирал пресс-конференцию, на которой официально принёс извинения Леониду Рейману за действия своих партнёров, из-за которых имя министра было безосновательно привязано к следственному процессу. В конечном итоге в 2008 году IPOC был ликвидирован бермудским судом, а его имущество – поделено между владельцами фонда.
Commerzbank прокуратура связала с этим делом из-за владения им до 2002 года люксембургского холдинга FNH (First National Holding), с 1996 года установившей контроль над «Телекоминвестом», из активов которого была впоследствии основана компания «Мегафон». Позже выяснилось, что собственником FNH в реальности числился Гальмонд, однако, по его словам, он скрывал свою причастность к «Телекоминвесту» ради собственной безопасности.
Впрочем, господин Гальмонд изрядно лукавит, говоря о своей непричастности (либо о непричастности Реймана) к «финансовым аферам».Ведь Рейман фигурировал даже в судебных процессах.
Суд для экс-министра
В документах этого процесса Леонид Дододжонович отражен, как «Свидетель №7» http://www.compromat.ru/page_17170.htm (это было связано с тем, что Рейман тогда работал в правительственных структурах, и его с учетом положительных российско-германских отношений опасно было напрямую втягивать в этот скандал).
Впрочем, в распоряжении суда еще остались все документы по этому делу, так что «Свидетеля №7» всегда можно будет привлечь к ответственности.В частности, тогда Арбитражный трибунал при Международной торговой палате в Цюрихе: «Арбитражный трибунал постановил, что Свидетель № 7 руководил сделками, ведущими к размыванию, курировал и организовывал их, что привело к незаконному присвоению им собственности, а следовательно, уголовному преступлению»
Так же суд отметил, что «Свидетель №7» являлся бенефициарным владельцем IPOC и одновременно председателем совета директоров «Связьинвеста». С 2000 года эту должность занимал министр информтехнологий и связи Леонид Рейман.
Таким образом, суд в Цюрихе уже установил вину Леонида Реймана. А о причастности Леонида Дододжоновича к фонду IPOC так же стало ясно из судебных споров между номинальным владельцем инвестиционного фонда IPOC Гальмондом и американо-российским бизнесменом Леонидом Рожецкиным.
Так что как бы Леонид Дододжонович не пытался уйти от правосудия, его имя регулярно всплывает в крупных финансовых скандалах. Причем, большая часть из них связана с выводом активов из РФ.
Скандал в «РТК-Лизинг»
Одну из крупных схем по выводу капитала Рейманом из России через фирму «РТК-лизинг» приводят журналисты русского Forbes.
Так, по информации «Форбса» , одним из возможных источников денег, который Рейман вывел из РФ, немецкая полиция считает компанию «РТК-Лизинг», которая занималась покупкой оборудования связи для «Ростелекома» и других компаний государственного телекоммуникационного холдинга «Связьинвест». При этом лизинговые ставки завышались, в закупках участвовали офшорные компании для повышения цены, а поручителем выступали «Ростелеком» и «Связьинвест», которые потом получали эту же технику в лизинг. «РТК-Лизинг» получала откаты от поставщиков через офшоры, констатируется в отчете уголовной полиции Германии, в котором также проанализированы банковские проводки и переводы кипрских офшоров, участвовавших в схемах.
«Происхождение денег до сих пор не ясно полностью. Однако показания свидетелей и вещественные доказательства указывают на то, что российскому государству и государственным компаниям был причинен ущерб группой вокруг Реймана, созданной ею сетью фирм и их деятельностью на российском телекоммуникационном рынке», — говорится в отчете федерального управления полиции.
Как отмечают журналисты Forbes, в отчете федеральной полиции написано, что, будучи министром и председателем совета директоров госхолдинга «Связьинвест», именно Рейман принуждал «Ростелеком» и другие «дочки» «Связьинвеста» пользоваться услугами «РТК-Лизинга». Эта компания изначально была создана как «дочка» государственного «Ростелекома». Но осенью 2001 года 70% «РТК-Лизинга» приобрела «Гамма Групп», владельцем которой называл себя Гальмонд, а у «Ростелекома» осталось лишь 27%. В 2006 году Гальмонд заявил, что контролирует 97% «РТК-Лизинга». А представитель Реймана, напротив, отрицал, что министр имеет отношение к этой компании.
«Предполагается, что «РТК-Лизинг» была предназначена для получения прибыли с помощью выведения денежных средств из контролируемых государством «Ростелекома» и дочерних предприятий «Связьинвеста», в том числе с помощью завышенных лизинговых ставок и последующего применения этих средств для приобретения и консолидации частных компаний и финансирования этих компаний», — говорится в отчете полиции. Кстати, в дальнейшем со слов «засветившегося» в этом деле американца Джеймся Хатта станет ясно, что часть выведенных денег осела на Бермудах.Разумеется, что потом, по мнению прокуратуры Франкфурта, большая часть средств «отмывалась» в Commerzbank.
Таким вот «нехитрым способом» Леонид Дододжонович переправлял деньги в Германию.
Казалось бы, что преступная схема была полностью доказана, и арест Реймана виделся всего лишь вопросом времени. Но нет…
Как выяснилось, расследованию немецких следователей активно мешали российские чиновники.
По сведениям журналистов «Общей Газеты» , на определенном этапе расследования немецкие следователи справедливо рассчитывали на помощь российских коллег, однако, наша прокуратура заявила, что не имеет претензий к Рейману. Лучше всего этот момент описал The Wall Street Journal: «Федеральное ведомство по уголовным делам собрало немало сведений о сомнительных методах при продаже госпредприятий в Санкт-Петербурге и других городах, о непрозрачных связях и тайных иностранных счетах экс-министра. Однако позднее некоторые осведомленные лица предпочли держать язык за зубами - кто-то из страха за собственную безопасность, кто-то в обмен за вознаграждение».
Немцам пришлось закрыть это дело по фактически формальным обстоятельствам – отказу российских властей от сотрудничества. «Трудно выносить приговоры по делам, связанным с международной коррупцией, при отсутствии сотрудничества судебных властей всех задействованных государств», - говорит глава немецкого отделения антикоррупционной организации Transparency International Кристиан Хумборг.
Таким образом, даже теперь, когда «дело Реймана» в Германии формально закрыто, он все равно остается под подозрением. Тем более, что немецкие следователи нашли против Леонида Дододжоновича и прямые улики.
Улики против Реймана
Причем, эти улики косвенно связаны с теми далекиими годами, когда Леонид Дододжонович был еще молодым, но крайне предприимчивым сотрудником Ленинградской государственной телефонной сети (ЛГТС), который отвечал в этой структуре за создание совместных с иностранцами предприятий и приватизацию городских компаний в области связи. Кстати, эти данные так же опубликовал Forbes.
Журналисты утверждали, что, по мнению прокуроров из Франкфурта, именно в ходе приватизации Рейман «незаконно обогатился, используя свое служебное положение» и «приобрел государственное имущество ниже его стоимости».
Так что немецкие следователи вышли на петербуржское британско-российское СП, которое называлось «Петерстар». Изначально, 40% его акций получила ЛГТС, остальное - офшор Tiller International британца Энтони Джорджиу. Однако, уже в 1992 году 20% из госпакета, принадлежащего ЛГТС, «таинственным образом» перекачивало в офшор Glenrothes, наполовину подконтрольного лично петербургскому чиновнику Рейману. Журналистам удалось найти трастовое письмо, утверждающее, что компания Weatstone в интересах Реймана держит одну из двух акций Glenrothes. Выходит, уже летом 1992 года Рейман был совладельцем телекоммуникационного СП, за создание которого сам же и отвечал как чиновник.
Более того, к германским следователям попала рукописная расписка Энтони Джорджиу о передаче Рейману $1,04 млн после продажи контрольного пакета этого СП новому инвестору за $30 млн. Да британский совладелец «Петерстара» никогда и не скрывал тот факт, что он лично передал Леониду Дододжоновичу $1 млн.
На этой записке, причем расписался сам «Mr.Reiman», т.е. сам Рейман
А ведь уже только это обстоятельство позволяет привлечь Леонида Дододжоновича к уголовной ответственности (по крайней мере, так было бы, если бы Рейман был немецким чиновником, а не российским)
Но, если документы, позволяющие обвинить Реймана в финансовых махинациях, находятся в публичной доступности, то почему-то тогда российские следователи бездействуют?
Или же Леонид Дододжонович и с ними успел «найти общий язык»?!
И вот теперь экспертов в телекоммуникационной сфере волнует, как долго еще господин Рейман будет находиться на свободе? И когда, наконец, российские следователи возбудят в отношении него уголовное дело…
            Николай Головлев

Комментариев нет:

Отправить комментарий